среда, 2 сентября 2015 г.

День шестнадцатый: прогулки по Аршану. Турбаза, буузы, водопад, ночной клуб и бурундуки.

Ты хочешь сказать, что я улучшу
зрение, если умоюсь из этой лужи 
с пузьрьками, которую кто-то 
назвал "глазным источником"?
© Неизвестный турист


И мы наконец покидаем малость недружелюбный к нам Иркутск. Делаем это уже проверенным способом — на электричке. А еще из центра города на ЖД-вокзал не ходят автобусы. По крайней мере, навигационные аборигены и яндекс-карты не знают ни одного маршрута. Что, честно? 

Поехали мы на электричке потому что объездная дорога находится не очень близко к городу, и нам бы пришлось добираться 20 километров до развязки:

Мы ленивые, поэтому решили не торчать в черте города в ожидании машин, а проехаться на электричке, которая довезет нас до пересечения с трассой.

Станция, находящаяся ближе всего к трассе забавно называется "Глубокая"

Дайте, пожалуйста, два билета в Глубину... ой, в Глубокую.

В очередной  раз утверждаемся в недружелюбности Иркутска. Тут, блин, время отправления пригородных электричек(!) на табло указано по Москве! Ну блин.


Приехали.
Познакомьтесь, станция глубокая. 3 километра до трассы. Пошли!
Вспоминается байка о том, что шпалы специально укладывают с таким расстоянием, максимально некомфортным для передвижения по ним пешком — для того, чтобы люди не ходили по путям и их не давили поезда. Преподаватели в институте жд транспорта объясняли нам, что расстояние между шпалами выбирается исходя из типа грунта, насыпи, планируемой нагрузки, типов шпал, рельс и так далее. Но я думаю, это все равно заговор. Ну нельзя случайно сделать настолько неудобное расстояние.

А вот и трасса. И лестница! Лестница!! В полной мере мою радость может оценить только тот, кто хоть раз забирался на насыпь по этим долбанным стокам для воды.

Поехали, в общем.

Хотя особо ехать не пришлось, основную часть пути мы проделали на электричке, поэтому нам надо было только немного доехать до Култука, а там — сесть в маршрутку до Аршана. Конечно, можно было за дополнительные 30 рублей доехать на электричке и до Култука, но какие мы тогда нафиг автостоперы? :)

Мы хотим посетить посоветованный нам Аршан — это такой маленький поселок у подножия гор(вики говорит, что это Тункинские Гольцы), в котором есть небольшая турбаза, санаторий, несколько минеральных источников и так далее. Ну и горы, конечно же.

Но пока мы еще в Култуке.
Тут еще больше чувствуется близость к Приморью. Нет, милкис и в Москве продается, но там все продается, поэтому не считается.

Вау! Десяток лет, наверное, не видел в магазинах. Сойдет за сувенир.

В тесной маршрутке, в которой я побил соседей палаткой, мы доезжаем за 200 рублей до Аршана. Знаете, как зовут главу города? Дашеев Даша Дашеевич! И это мужик. Ну, я так понимаю, он все-таки Даша́, а не Да́ша. Сюр.

В Аршане красиво и уютно. Тут есть горная речка:


Тут есть Н - нравственность. В лесу. Я даже не хочу думать, что они предлагают не делать в лесу этим плакатом.

Тут есть обещанные нам источники:


Предполагается, что именно этот источник лечит глаза. Но он выглядел настолько не очень, что я даже не стал пытаться.

В моем понимании правильный источник выглядит так:


В смысле, труба, из которой льется газированная минеральная вода. Сомнение в том, что она минеральная нет — смотрите, какой толстый слой солей нарос в тех местах, где она течет. Да и на вкус забавная.

Наконец, тут есть позные. Позные — это как пиццерия или шашлычная. Но только вместо шашлыка и пиццы основное блюдо в них это Позы. Или Бузы. Или Буузы.


Они настолько популярные, что лепщицы бууз работают вахтовыми методами:


Ну ладно, хватит шуток. Сами позы выглядят так:

Такие большие пельмени, с начинкой из фарша или рубленого мяса с добавками, которые готовятся на пару. На вкус — интересно, но меня не удивило. Все детство я ел манты, поэтому позы для меня открытием не были. Но туристы обычно в восторге.

Кстати, если будете заказывать, учтите, что их практически всегда готовят сразу перед подачей, и это займет минимум 15 минут. Если, конечно, это не позная в центре города, где всегда есть народ.

Идем дальше. Например, к водопадам. Хотя, это раньше они были водопадами, сейчас он остался один — дорогу к остальным пяти снесло селевым потоком в прошлом году, и путешественники теперь могут полюбоваться только вот на этот.

Сам водопад — это вон та штука в центре кадра. Вживую он выглядит внушительнее, но не намного — он довольно маленький и засран надписями "петя и вера тут были, сургут, 2012". Гады вы, петя и вера. Чтобы вас селевым потоком смыло.

Традиционная фотка с ногами.

Ай, вашу дивизию, как же холодно! Помните, я жаловался на холодный Енисей в Красноярске? Так вот, я фигню сказал. Енисей теплый. Звание самой холодной реки в путешествии переходит к Хынгарге. Это та горная речка, которая спускается гор в Аршане.
Сама речка - тьфу, в узких местах метр, в широких - два. Я хотел ее перейти. Не смог. Три раза пытался.
Течение не очень сильное, и с ног практически не сбивает. Камни удобные и не скользкие. Но какая же она дико холодная! Стоит в нее зайти, и через десяток-другой секунд ноги перестают ощущаться совсем.

Просто камень. Просто надпись. Знакомых Ир у меня нет, так что передать привет некому.

В общем, стоит сюда залезть, даже если вы не Ира. Но только чур не мусорить:

Святое место выглядит, судя по всему, вот так:

Или так:

Первое — это до сих пор непонятное мне явления, пирамидки из камней, который встречаются в Аршане повсеместно, вплоть до деревянного туалета. Нет, честно. Если кто-то точно знает, зачем они нужны, скажите мне пожалуйста. От местных и туристов мне не удалось добиться ничего более "ну, на счастье складывают".

Второе — дацан «Бодхидхарма», ныне уже не действующий, насколько нам рассказали. Но к нему можно сходить и покрутить молитвенный барабан.

В Аршане есть бурундуки:

Совершенно ручные бурундуки, которые без зазрения своей маленькой полосатой совести выпрашивают у туристов семки и орешки. И их много.

А еще тут очень красивые виды. 

Прям очень-очень. Хочется остаться на недельку, и просто ходить, любоваться.

И портреты на фоне этих видов получаются хороши. Яна, привет!


Еще одна "достопримечательность" Аршана, которую нам советовали посетить — монгольский рынок. Не впечатлил.


Опять саган дали, которая уже начинает надоедать.

Варганы! Правда, одни алтайские, разных размеров, но с не особо интересным звуком. И дико дорогие. Зато +200 рублей и вас научат на нем играть.

Носки из верблюжьей шерсти:

Гораздо интереснее несколько столов, где местные продают что-то домашнее и съедобное. 

Покупаю за 50 рублей большой кусок(это он в наполовину съеденном состоянии уже) жутко вкусного чесночного сыра, ем всю обратную дорогу и жалею, что не купил больше.

Совсем забыл показать! В Аршане есть ночной клуб. Но так как желающих как-то не очень много, по совместительству он еще и столовая.

Натурально. Ставим столы - получаем просторную столовую. Убираем — и столовая медленно превращается(медленно, потому что столы таскать не очень быстрое занятие) в ночной клуб!

Я в восторге от простоты и гениальности решения.
В центре Аршана, на возвышении есть памятник горному козлу. Не очень удачный ракурс для фотки, говорите? Да, я знаю.

Оставляем козла наедине с его неудачными ракурсами — нас ждет маршрутка обратно в Култук, откуда мы планируем добраться до Слюдянки и далее поставить палатку где-нибудь на Байкале.

— Муууу, говорит коровка.

— Тут даже снятие с карты Сбербанка в банкомате Сбербанка с комиссией, говорят злые туристы.

4 комментария:

  1. В Аршане пирамидки зачастую "ненастоящие", их там в основном туристы и ставят, "на счастье", поскольку предназначения их не понимают. Местные буряты с вопроса "для чего они?" только улыбаются.
    На самом деле эти пирамидки - это такие миниатюрные туры (или как их называют тут - "Обо"). Они самых разных форм и размеров бывают. Ставят их местные в каких-то особенных, значимых или сакральных местах, для поклонения духам-хозяевам местности. Иногда на них бывают подношения. С этими обо связано много поверий, так что их "установка" - это целая наука, и положение, и размер, и количество камней что-то значат, но весь этот культ пришел из шаманизма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. >>Местные буряты с вопроса "для чего они?" только улыбаются.
      Угу. Спрашиваю их, а они улыбаются и молчат, гады. Я уж думал тайна какая-то.

      Удалить
  2. Милкис одно время и в Челябинске продавался. НО потом почему то перестал :((((( Но у нас его продают рахитными баночками по 0.22. А с ДВ его привозили нормальными такими батлами по 2 литра.

    ОтветитьУдалить
  3. У нас милкис тоже продается.

    ОтветитьУдалить